Михаил Иванович Акимчев стоял у истоков создания музея Боевой славы инженерно-сапёрной Уманской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого бригады в гимназии №1508 и был одним из инициаторов создания памятника саперам, который установлен у входа в школу на улице Первомайской 65 в 1980 году.
Многое было пережито этим человеком. Часто смотрел он смерти в глаза. Рядом с ним гибли люди, но он остался жив и даже не был ранен. Он сам не мог объяснить, как это получилось.
Многое осталось в памяти, но многое и забылось. Дневники вести солдатам не разрешали работники контрразведки. Да и не думал он о том, что его воспоминания кому-то потребуются. "Не воевали для истории - воевали для разгрома врага, для освобождения Родины, для Победы!" - так он говорил. И времени и условий для этого не было. Ведь путь пройден огромный: от Харькова и Белгорода более 3000 километров военных дорог. В то время Акимчев М.И. начинал боевой путь командиром взвода 100 инженерно-саперного батальона 4 ИСБр.
Он родился в 1923 году в с. Алексеевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. В Красную Армию призван Мордовским РВК Тамбовской области в июле 1941 г. В 1942 окончил Мичуринское ВИУ и был направлен в действующую армию в январе 1943г. Участник битвы за Днепр в составе Воронежского фронта. За участие в битве за Днепр награжден орденом Отечественной войны I степени. Воевал в составе 2-ого Украинского фронта (награжден орденом Красной звезды и орденом Красного знамени).
После войны продолжил военную службу. 1958 - окончил ВИА им. В.В. Куйбышева. Специальность - военный инженер. 1976 г. - заместитель НШ ИВ МО СССР. Генерал-майор инженерных войск. 1980 г. - начальник факультета по подготовке военнослужащих иностранных армий ВИА им. В.В. Куйбышева.
Выйдя в отставку, Михаил Иванович возглавлял Совет ветеранов 4-й инженерно-саперной Уманской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого бригады. В январе 1997 года его не стало.
Воспоминания Михаила Ивановича хранятся в нашем музее. Интервью было записано незадолго до его смерти учеником нашей школы. Приводим текст интервью полностью.
Акимчев М.И. на митинге в честь открытия памятника героям-сапёрам во дворе школы (ул. Первомайская, 65) 8 мая 1980 года
Воспоминания о Великой Отечественной войне Акимчева Михаила Ивановича
Вопрос: Михаил Иванович, Вам запомнился первый день войны 22июня 1941 года?
Ответ: Помню хорошо весну 1941 года. 12 человек из наших 9 классов готовились к походу по местам боев в Гражданскую войну. Руководителем похода и его душой был учитель Добронравов Дмитрий Васильевич. Я, как секретарь комитета ВЛКСМ и председатель Ученического комитета школы, был его заместителем. В составе этой группы было 8 мальчиков и 4 девочки. Велась большая подготовительная работа: изучали маршрут, места и ход боев в районе Воронежа, тщательно готовили материальное обеспечение: одежду, питание. И вот 21 июня, в субботу, мы последний раз собрались школе, проверили готовность к походу. 22 июня должны были купить еще кое-что на базаре, в 18 часов принести рюкзаки в школу с тем, чтобы рано утром 23 июня выйти в поход.
Но в 12 часов мы услышали выступление В.М.Молотова. Война! Около 15 часов ко мне зашел Д.В. Добронравов, и мы пошли в школу объявить о том, что поход не состоится. До школы было 3 километра - много людей стояли группами, плакали. Проходили митинги. 23 июня я и несколько моих товарищей пришли в военкомат с заявлением о направлении на фронт. Заявления мы оставили в военкомате. Наш 1923 год рождения еще не призывали. 3 июля все наши товарищи по школе были направлены на строительство оборонительных сооружений, а тем, кто подал заявления, сказали ждать!
Вопрос: Когда Вас призвали, Вы сразу попали на фронт?
Ответ: 27 июля нас призвали, но отправили не на фронт, а в Мичуринское Военно-инженерное училище, которое в эти дни формировалось в Мичуринске. Оно формировалось из молодежи Тамбовской, Курской и Воронежской областей. Было немного курсантов постарше нас: учителя, агрономы. Учились мы в училище, а потом на Центральных курсах.
В распоряжение Воронежского фронта прибыли во второй половине декабря, а в 4-ю инженерно-саперную бригаду - в январе 1943 года. И вот в моем личном деле пребывание в действующей армии на фронте указано с 10 января 1943 года по 11 мая 1945 года, 844 дня в должности командира взвода, командира взвода управления (разведки), командира инженерно-саперной роты.
Вопрос: Михаил Иванович, а сколько объектов построила ваша бригада?
Ответ: Наша бригада построила 105 мостов. В пойме Днепра, в условиях сыпучих песков, создан 31 километр выстилки из жердей и бревен. В битве за Днепр саперы совершили подвиг. Я ни в коем случае не умоляю подвига других родов войск, но большинство их переправлялось через Днепр один раз, а потом дрались на земле под ее защитой, а саперы и понтонеры переправляли сутками, неделями, находясь беззащитными в лодке или на мосту на водной глади могучей широкой реки.
Вопрос: Сколько солдат были награждены медалями и орденами?
Ответ: 308 воинов инженерных войск получили звание Героя Советского Союза за Днепр, а всего за войну - 648.
Славную страницу в свою историю вписала и наша бригада при форсировании Днепра. Саперы были в первых рядах при форсировании и боях на плацдарме. Многие саперы были награждены орденами и медалями. К сожалению, никто из бригады не получил звания Героя. Но это уже судьба всех приданных частей. Инженерные бригады РГК придавались армиям, а их батальоны - дивизиям. Как приданных, их использовали при выполнении самых трудных задач. Ведь их придавали на время. Они выполнят задачу и уйдут, а свои саперы остаются в дивизии. Их более жалко комдиву и НИС дивизии. А когда дадут норму на количество наград, в первую очередь своим, они ведь ближе. Такова судьба приданных.
В саперном батальоне 232 СД 40 армии было разрешено представить к присвоению звания Героя 12 человек, а нам на всю бригаду - ни одного. Но это мы вспоминаем сейчас, тогда мы об этом не думали, об этом конкретном случае и не знали. Воевали мы за Родину. Наградами личный состав бригады не обижен, а вот Героев - только один за войну.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о том, как Ваш батальон участвовал в форсировании Днепра?
Ответ: Наш 100 инженерно-саперный батальон участвовал в форсировании Днепра в районе Букринского плацдарма.
К строительству моста батальон приступил с двух берегов. Наша рота - с правого берега. Крутой, высокий берег надежно защищал нас от обстрела, и мы могли спокойно работать. Но это был только один день. Нашу роту перевели на левый берег, а справа начал работать армейский саперный батальон 3-й танковой армии. Надо сказать, что в первые дни шли тяжелые танковые бои на Букринском плацдарме.
Обнаружив место строительства и район заготовки лесоматериалов, противник начал сильный артиллерийский обстрел, бомбардировку районов заготовок и строительства. Противник видел район строительства и подступы к нему очень хорошо. В 1982 году мы с Косиновым В.В. побывали на этой высоте. Он нашел места установки ДЗОТ, НП командира стрелкового батальона, места минирования. А я посмотрел, какой обзор был у него. Замечательный обзор. Мы нашли несколько гильз, пули которых убивали наших людей. Сейчас на высоте в районе Б.Щучинка возведен памятник героям Букринского плацдарма.
Противник начал обстреливать нас из крупнокалиберного пулемета и прямой наводкой из самоходки. Забивку свай пришлось днем прекратить, забивали только ночью. Вслед за забивкой другие взводы вели обстройку опор и укладку пролетного строения.
Вопрос: Глядя на макет моста, который находится у нас в музее, трудно представить, как вручную строили такие мосты. Это было неимоверно трудно?
Ответ: Забивку свай вели ручной деревянной бабой - это отрезок бревна длиной 80 см, диаметром 40 см с четырьмя деревянными ручками. Сваи били с подмостей - "самолетов". Подмости - это две жерди длиной метров 6. На одном конце площадка из досок 1,5 на 1,5 метров с отверстиями. Площадка опиралась на поперечину, прилепленную к свае. Вот эта площадка "надевалась" на сваю. Другой конец подмостей опирался на плот. Били сваю 4 человека, чередуясь между сменами. Площадка возвышалась на 4-5 метров над водой в начале забивки. Это была физически очень трудная и опасная работа. Противник, даже ночью, вел огонь на звук ударов бабы. Сапер падал на плот или прямо в Днепр. Его место занимал следующий. Ведь эти люди шли на расстрел, но не на земле, а в воздухе, а падал солдат на плот или прямо в воду. Так, при строительстве моста 29 сентября был убит и затонул в Днепре командир роты 100 ИСБ Бычков Николай Михайлович, 1909 года рождения из г.Тумаев Ярославской области. В последующие дни погибли и затонули в реке ефрейтор Михтман Григорий Яковлевич, 1897 г.р. из г. Фастов, командир отделения сержант Колегаев Федор Николаевич, уроженец с.Средний Икорец Лискинского р-на Воронежской области, рядовой Сумец Андрей Тимофеевич, 1914 г.р. из с.Боромля Сумской области и другие.
Забивка свай - наиболее трудоемкая работа при строительстве моста. Для ускорения забивки свай 4 октября нам был придан мостостроительный батальон. Для забивки свай использовали копры с пневмомолотами. Этот расчет причалил паром на металлических понтонах к последней опоре. Мой взвод не мог забивать сваи. Первый громкий удар металлического копра привлек внимание противника, и он обрушил артиллерийский и пулеметный огонь по району строительства. Осколками снарядов шланги сжатого воздуха были пробиты, компрессорная станция повреждена. Забивка прекратилась. Личный состав расчета раньше под таким обстрелом не был - он строил мосты в тылу. Они разбежались. Некоторые были ранены и убиты. Я попытался собрать людей, но это было нелегко. Найдешь одного - ищешь другого, а первый уже убежал. Сам отчалить паром не мог, т.к без расчета он мог уплыть по течению к противнику. На рассвете я собрал людей, приказал отчалить паром и убыть с берега. Но ведь время было упущено. Рассвело. Но задача на ночь по забивке свай осталась прежней - 4-5 опор надо забить. 5 октября взвод начал бить сваи нашим старым способом - деревянной бабой с деревянного "самолета". На рассвете успели забить одну опору. Противник усилил обстрел. Гибли люди. Около полудня убило нашего командира роты старшего лейтенанта Кульмизева. Я выбежал со сваебойного плота на берег. На берегу лежал командир роты с небольшой раной осколком в солнечное сплетение под грудь. Я поклонился, попрощался и пошел к плоту.
Самолеты развернулись курсом на мост. А цель видна хорошо - лента моста с двух берегов. Это 600-метровый отличный ориентир. Самолеты отбомбились очень метко. Несколько бомб попали прямо в мост, а одна - прямо в плот, с которого мы били сваи, разрушено три пролета, прилегающих к плоту. Погибли рядовые Медведев М.И., Мартынов С.И., Дацько Д.М. и многие другие. Я, добежав до берега, упал между двумя бревнами - остался жив. Вот так уж получилось. Во взводе у меня осталось человек 5 способных работать. Вечером мне во взвод добавили людей из других взводов. Надо было продолжать строительство моста.
А в заключение хотелось бы сказать, что мост строили в сложных условиях - под огнем противника. Личный состав батальона проявил массовый героизм, мужество. Не было ни одного случая, чтобы кто-то струсил, не полез на "самолет". И я всегда с чувством гордости за наших солдат вспоминаю строительство моста.
Вопрос: Я знаю, что Вы посещаете эти места. Встречались ли Вы там с однополчанами?
Ответ: В 1982 году я был на месте с ветераном нашей бригады. И.И. Косиновым на высоте, где сейчас возведен мемориальный комплекс. Встретились там с одним из инициаторов строительства мемориала - полковником Белодед В.В. Разговорились. Он показал на высотки недалеко от нас и сказал, что на этих склонах он занимал огневые позиции со своей батареей. А я сказал, что вот под нашей высотой проходила ось строительства моста. А он говорит: "Так это вы из штрафного батальона, который строил мост?" Я ответил, что строили мост мы, наш 100-й исб 4-й исбр, но мы не были штрафным батальоном. Он удивился и сказал, что нас считали штрафниками, потому что "уж очень вас били сильно изо всех видов оружия. После налетов авиации мы видели плывущие по Днепру бревна и думали, что уже все кончилось. А вы продолжали стучать. Молодцы, саперы!" - сказал Белодед В.В.
Так закончилось участие Акимчева Михаила Ивановича в форсировании Днепра, в битве за Днепр. Добавлю только, что за строительство моста в Балыко-Щучинка он был награжден орденом Отечественной войны первой степени. Присвоено звание старшего лейтенанта. Ему было 20 лет. Впереди еще был большой путь длиной в полтора года. Многие солдаты и сержанты взвода были также награждены.