О логопедическом сопровождении

Цели и задачи

Основной целью работы учителей-логопедов Измайловской школы № 1508 является оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями.

В процессе работы специалисты реализуют задачи:

  • коррекция недостатков звукопроизношения;
  • развитие и пополнение словаря;
  • освоение грамматически правильной речи;
  • формирование связной речи;
  • предупреждение нарушений письма и чтения;
  • коррекция нарушений чтения и письма (у детей школьного возраста).

Направления работы

Логопедами осуществляется деятельность по следующим направлениям:

Диагностическое направление

Логопедическое обследование ребёнка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития и проводится 2 раза в год по следующим направлениям:

  • произносительная сторона;
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез);
  • словарь;
  • артикуляционная моторика;
  • мелкая моторика рук;
  • письмо и чтение (школьный возраст).

По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи дошкольника, для ребёнка составляется необходимая программа речевого развития.

Коррекционное направление

Коррекционная работа логопеда с детьми дошкольного возраста направлена на преодоление речевых нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета; вводятся и уточняются обобщающие понятия; формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На занятиях по коррекции звуков с детьми проводится:

  1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
  2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
  5. Автоматизация звуков в речи;
  6. Дифференциация звуков в речи;
  7. Обогащение словарного запаса.

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у детей.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • коррекция звукопроизношения, расширение словарного запаса, развитие связной речи и т. д.

Эти направления логопедической работы реализуются на групповых и индивидуальных занятиях.

Результаты работы отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения родителей.

Консультативное направление

Консультативная работа логопеда - это консультирование родителей, воспитателей/учителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно-просветительской работы логопеда с родителями являются:

  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
  • Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
  • Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
  • Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.