"Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра"
Джон Дьюи
Сегодняшние школьники - "цифровое поколение", не заставшее жизни без интернета. Детям по нраву геймификация, 3D-модели и виртуальная реальность в учебном процессе. Поэтому для них естественно то, что можно посетить Лувр, не вставая из-за парты, или надев VR-очки, увидеть в объеме фигуру, параметры которой только что рассчитывали - ее можно приблизить, увеличить, развернуть… Цифровые технологии помогают учителю в основных вопросах образовательного процесса, а также дают новые возможности для подготовки и проведения уроков. Одна из задач МЭШ - сделать школу современной, наполнить её технологиями и решениями, которые для школьников уже стали привычными.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. Применяя любую технологию, мы должны поставить три вопроса: зачем учить? Как учить? Как учить результативно? 19 ноября в нашей школе состоялся семинар для учителей -Создание успешных уроков в МЭШ-, на котором был представлен опыт разработки уроков в рамках проекта "Московская электронная школа", способствующих повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе.
В 2020-2021 учебном году 6Б класс на уроках русского языка начал работу на платформе "Яндекс.Учебник". Это бесплатный образовательный сервис для учителей начальной и средней школы и их учащихся.
Первое, что мы узнали:
После регистрации учитель формирует класс, выдает логины и пароли ученикам. Можно приступать к созданию заданий на определенный урок и выдавать ученикам, которые, совершая вход по личным логинам и паролям, открываю задание и решают его. Учитель имеет возможность следить за рейтингом каждого ребёнка, следить за прохождением карточек, отвечать на вопросы, помогать.
Учитель видит статистику по каждому ребёнку, по всему классу и может использовать задания для проведения контрольной или домашней работы.
Сервис самостоятельно проверяет ответы учащихся и формирует отчет о проделанной работе. Это значительно облегчает работу учителя по проверке работ. Просматривая выполнение заданий, учитель сразу видит, где были допущены ошибки, и уже может планировать последующие задания с учётом пробелов. Очень удобно здесь строить индивидуальную работу с учащимися. Можно подбирать задания и для сильных учащихся, и для слабых.
При проверке учитель видит даже количество времени, потраченное учеником на выполнение работы, и количество попыток найти правильный результат.
Платформа доступна, легка в использовании и совершенно бесплатна. Данная платформа, на мой взгляд, помогает учителю разнообразить урок, пробудить интерес у школьников к изучаемому материалу и сформировать положительную мотивацию к учению.
Очень удобен сервис ещё и потому, что каждое задание учитель может вывести на доску.
Ученики 6Б класса провели на данной платформе уже много уроков, а также приняли участие в Тотальном диктанте для детей.
Учащиеся 6Б, 7В, 8Б второй год являются апробаторами ресурса ЯКласс, работая с заданиями по русскому языку. Дети решают задания, которые подбирает учитель по текущей теме или повторению.
В этом учебном году учащиеся на дистанционных уроках решают заданию по русскому языку под руководством учителя через Microsoft Teams. И учитель может контролировать выполнение задания, просмотреть моментально решение, ответить на вопросы, дать пояснения.
Уникальная особенность сайта ЯКласс заключается в том, что каждое задание и тест имеют множество вариантов с разными условиями (50 и более вариантов каждого задания). Ответы на такие задания невозможно списать ни в Интернете, ни у соседа по парте, ни с ГДЗ.
В разделе "Предметы" в каждой теме представлена вся необходимая теория - ученики могут самостоятельно изучать школьную программу или обращаться за справкой, если у них возникнут затруднения при выполнении заданий.
Каждому учащемуся выпадает случайный вариант задания. Таким образом, каждый учащийся решает свой вариант. Если учащийся захочет решить задание снова, то ему выпадет уже другой вариант. Таким образом, осуществляется принцип "бесконечной" тренировки и обучения на собственных ошибках.
Мотивационный момент для учащихся:
Что же такое ЯКласс?
В основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания Genexis - тем самым решается проблема списывания. На сегодняшний день в базе ЯКласс более 6000000 заданий. Авторами учебного контента ЯКласс являются заведующие кафедрами различных ВУЗов России и не только, кандидаты наук, магистры, методисты, преподаватели с большим стажем работы.
Что даёт Я Класс педагогам:
Регистрация и работа на сайте для учеников бесплатная!
Музейные уроки.
Название проекта: "Никто не забыт, ничто не забыто"
Метапредметный урок русского языка в 6 классе на базе Школьного Музея
Мастер-класс педагогов "Примером сильны и духом отважны"
Музейный урок "Никто не забыт, ничто не забыто" по книге Л.Соболева "Батальон четверых"
В рамках образовательного процесса реализуется проект с участием Ассоциации выпускников нашей школы по повышению финансовой грамотности от дошкольников до представителей серебряного возраста. Выпускники с радостью делятся наработанным опытом, знаниями, соответствующим новым рынкам труда, используя интересные инструменты обучения, позволяющие лучше усваивать информацию, вне зависимости от возраста и места нахождения учащегося и преподавателя, что особенно важно в современных реалиях.
Ключевые позиции:
Предлагаемые решения могут быть свободно перенесены в практику любого образовательного учреждения, а используемые подходы станут основой для продуцирования школами собственных оригинальных идей.
Поиск новых методов обучения, способствующих воспитанию интереса учащихся к математике, а также развитию мотивации к приобретению новых знаний у учащихся, подталкивает педагога к использованию новых средств обучения.
Одним из современных дополнительных средств обучения является особый вид учебной литературы - рабочая тетрадь. В настоящее время рабочая тетрадь по математике стала неотъемлемым инструментом в изучении предмета.
Включая элементы дистанционного обучения в учебный процесс, мой поиск остановился на интерактивной рабочей тетради Skysmart, которая основана на школьной программе и соответствует возрастным особенностям школьников.
Данную рабочую интерактивную тетрадь я предложила детям во всех преподаваемых классах (9 и 11). Первое, что меня удивило, данная разработка бесплатна и подходит для всех электронных устройств с доступом в интернет. Моя задача выбрать, просмотреть (решить) задания, скопировать ссылку и отправить ученикам.
При подробной проверке я, как учитель, вижу фамилию и имя ученика, баллы, отметку и могу подробно просмотреть работу. Но, были и случаи, когда ребенок начинал проходить задание и по каким-то причинам не заканчивал (вполне возможно, что из-за связи (интернет)), я вижу, что ребенок приступил к заданиям и не завершил.
Существенным положительным моментом является то, что я могу каждому ученику отправлять свое задание, опираясь на его уровень и способности. На мой взгляд, интерактивная тетрадь Skysmart хорошо готовит к выпускным экзаменам.
Понятный интерфейс, приятное художественное оформление, конечно подкупает. Смело могу сказать, что данная разработка выручила меня в момент дистанционного обучения. Я воспользовалась возможностью и по ссылке пригласила других учителей, работающих со мной в параллелях для использования интерактивной тетради. Были и курьезные моменты, когда учащиеся не осознавая, что у каждого учителя своя ссылка, делились с одноклассниками. По моей ссылке проходили и выполняли задания другие учащиеся.
Приятным бонусом стал для меня сертификат от Skysmart за вклад в развитие цифрового образования в России, внедрение инновационных инструментов в образовательный процесс и активное использование интерактивной тетради Skysmart в дистанционном обучении.
Рабочая тетрадь - это способ освободить педагога от механической работы и организовать его деятельность. Так как рабочая тетрадь может применяться на любом этапе занятия, преподаватель может сам выбрать время для того, чтобы отойти от механической работы и перейти к творческой работе с учащимися. Рабочая тетрадь позволяет преподавателю проверить эффективность самостоятельной работы учащихся. Для учащегося же рабочая тетрадь - это инструмент по развитию навыков самостоятельной работы. Выполняя задания, приведенные в рабочей тетради, учащийся имеет возможность продемонстрировать приложенные для их выполнения способности.
Таким образом, как мы видим, рабочая тетрадь - поистине незаменимый инструмент в работе преподавателя. Среди преимуществ рабочей тетради перед традиционными учебными пособиями можно выделить: отсутствие необходимости тратить время на запись домашних и классных заданий, возможность провести подготовку учащихся к заданиям на занятии.
Тому, кто хочет интересно жить,
Неведомы схоластика и скука,
С глубоким, прочным знанием дружить
Поможет всем и каждому наука.
Важнейшая и сложная задача -
Так качество работы повышать,
Чтобы, не уповая на удачу,
Учеников к успеху приближать.
Успешность можно выразить в процентах,
Которые несложно подсчитать,
В высоких показателях, в оценках,
В том, что бесценный опыт может дать.
Технологичность, инновационность -
Осознанный, направленный подход;
Уверенность, успешность, окрылённость -
Всё это детям опыт наш даёт.
Готовы мы методикой делиться:
Она, мы знаем, многим подойдёт;
Для всех, кто быть УЧЁНЫМИ стремится,
Звезда победы яркая взойдёт!
НОУ "Эврика" системно и скоординированно 25 лет приближает каждого ученика к успеху! Механизм функционирования НОУ является развивающимся, способным интегрировать в себе инновации, ресурсы города, и позволяет консолидировать усилия всех участников УВП. Каждый непременно найдёт свой путь к успеху!
Геймификация - интересный тренд, ответ на вызов современности. В условиях нашего времени это один из инструментов формирования мотивации школьников и реализации предметного, а также метапредметного содержания основных образовательных программ. Геймификация в обучении - это не вопрос будущего, это реалии сегодняшнего дня. Командой учителей разработаны разноплановые кейсы, обучающие детей продвинутой способности отбирать нужные знания, приумножая их.
Как выучить названия географических объектов (номенклатуру) за короткий срок и самостоятельно, что актуально в период дистанционного обучения?
Сегодня новые задачи
Для нас поставила страна,
И каждый должен жить иначе:
Во всём ответственность нужна!
Готовность, даже если трудно,
Любимой Родине служить,
Связь чувствовать ежеминутно
С историей родной - так жить!
Сегодня разными мечтами
Живёт в России молодёжь;
Чтоб стать хотели б моряками,
Ребят так просто не найдёшь!
Мечтой служить в военном флоте
Поделимся со всеми мы:
Стоять - в учёбе и в работе -
Горой за честь родной страны!
Стремительно меняющаяся жизнь 21 века, новые условия, в которых развивается современная школа, определяют важнейшие цели и задачи, стоящие сегодня перед учреждениями образования. Это не только передача новым поколениям некоего культурного кода, уникального опыта для того, чтобы обеспечить осознание молодыми людьми своей духовной идентичности, что особенно важно в поликультурном пространстве современных реалий, но и формирование таких метапредметных и социально значимых навыков, жизненных приоритетов и ценностных ориентиров, которые позволили бы тем, в кем связано будущее страны, на прочной основе определять выбор своего пути и свою гражданскую позицию.
Кадетские классы Измайловской школе № 1508 сегодня помогают тем ребятам, которые мечтают посвятить свою жизнь военно-морскому флоту, приближаться к реализации этой высокой цели с полным осознанием своей ответственности перед Отечеством, личной причастности к его великой истории, живой связи с героическим прошлым своего народа.
Патриотизм не может быть осознан абстрактно, без понимания конкретного, человеческого, личностного выбора гражданской позиции и судьбы. В постинформационную эпоху, в условиях глобализации, всё более существенное значение приобретает именно практическая работа в этом направлении, а именно кадетское образование.
Не только овеянное романтикой и проникнутое духом истории славного русского флота, но и системно практикоориентированное и реализующее основные требования ФГОС современное образование в военно-морских кадетских классах - нетипичный и интересный опыт в образовательном пространстве Москвы, которым мы готовы поделиться.
Проект Измайловской школы № 1508 представляет Ученическое самоуправление как универсальное открытое воспитательно-образовательное пространство, в котором органично формируется и развивается культурно-историческое, нравственное и гражданское сознание современной молодежи.
Сегодня целью школы является передача новым поколениям некоего культурного кода, уникального опыта для того, чтобы обеспечить осознание и принятие молодыми людьми своей культурно-исторической идентичности. Это особенно важно в поликультурном пространстве современных реалий. Большое значение в решении данной проблемы играет ученическое самоуправление. В нынешнем учебном году Советом учащихся школы реализуются три больших проекта. Так получилось, совершенно непредвиденно, что все эти проекты трансформировались в виртуальные.
Реальность нашей жизни такова, что глобальные сети стали неотъемлемой частью процесса познания и огромным пространством общения. Дистанционные формы работы необходимы в дополнительном образовании в качестве инструментов мотивации обучающихся и развития их индивидуальных личностных интересов.
Открытость информационно-медийного пространства позволяет включить в эту систему родителей и всех заинтересованных лиц, делая процесс развития процессом социального, культурного взаимодействия. Разумное применение форм дистанционного взаимодействия выводит образовательный и воспитательные процесс на новый уровень, который отличается конвергентностью и открытостью. Именно эти составляющие мы используем при организации дистанционного дополнительного образования.
В рамках этой работы Школа №1508 открывает блок марафонов и один из первых уже подвёл итоги: музыкальный марафон «Поем все вместе».
Девиз марафона - Сидим дома - поём вместе!
Две недели в едином порыве участники делились своим вокальным мастерством, исполняя любимые песни с друзьями, семьей и учителями. Шестнадцать лучших исполнителей в сумме получили 2732 голоса народного жюри, что, безусловно, говорит об успехе.
Марафон "Поем все вместе" дал старт новым проектам, и уже сейчас наши ребята готовятся принять участие в спортивном марафоне "В здоровом теле - здоровый дух", а впереди нас ждут новые марафоны в рамках проекта "Вахта памяти" направленные на патриотическое воспитание.
Приглашаем всех участвовать в марафонах - эта возможность доступна всем! Просто набери название марафона в ВК и присоединяйся! До встречи!
Дети, по словам В.А. Сухомлинского, должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Детский сад - первая и очень важная ступень системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка, создание максимально благоприятных условий для физического, психического, эмоционального, творческого развития малыша. В условиях дистанционного обучения, идя в ногу с инновационными технологиями, наши замечательные воспитатели разработали серию уникальных мастер-классов, позволяющих не только разнообразить досуг детей, но и приобщить их к сотрудничеству, партнёрству. Ведь партнёрство - это всегда мотивация без принуждения. Мастер-классы помогут сделать и образовательный, и воспитательный процесс более динамичными, яркими, насыщенными, живыми, так как предполагают обратную связь, то есть общение. Получение знаний и умений на мастер-классах - всегда открытия, эксперименты, постижения. Это всегда интересно и увлекательно.
Важным условием такой работы является взаимодействие педагогов с родителями или другими законными представителями детей. При этом предполагаются взаимная помощь, уважение и доверие, а также знание и учет педагогом условий семейного воспитания, которому сегодня придаётся особое значение. Родителям в свою очередь необходимо представлять себе условия воспитания дошкольников. При этом подразумевается обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Именно поэтому сегодня цель взаимодействия всех участников педагогического процесса - установление партнерских отношений между родителями и педагогами дошкольных отделений. Сегодня как никогда раньше актуальны дистанционные мастер-классы для родителей, предлагаемые нашими педагогами по разным направлениям: художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, физическому.
Мастер-классы по художественно-эстетическому развитию всегда очень яркие, креативные и поэтому увлекательны для дошкольников. Разучивание танцев, песен, изготовление музыкальных инструментов своими руками, создание картин с использованием разных приемов и средств, необычных техник рисования - все это широко представлено в нашем опыте. На виртуальном мастер-классе «Полевые цветы», например, используются материалы, приемы и способы рисования «сухой кистью». Воспитатель знакомит ребят со способом нанесения краски на бумагу при тонировании, показывает, как мазками нанести тон. В технике «Сухая кисть» возможно все: и воздушная прозрачность, и многослойность, и жесткость сухой кисти. И вот результат: «лучистая», полная внутреннего умиротворения работа. А создаётся эта красота под руководством воспитателя Евгении Игоревны Гилёвой.
На дистанционном мастер-класс «Ложки деревянные, ложки музыкальные, ложки расписные» педагог показывает приемы игры на деревянных ложках детям всех возрастных групп. Этот опыт работы музыкального руководителя Норы Беняминовны Шахбазян очень увлекательный, познавательный и запоминающийся.
Большое внимание наши педагоги уделяют мастер-классам по речевому развитию, где инсценируются сказки и рассказы, проводятся дидактические игры с использованием разнообразных пособий. В частности, на мультимедийном мастер-классе «Волшебные пальчики» представлена подборка «пальчиковых игр», которые стимулируют процесс речевого и умственного развития детей, развивают мелкую моторику и координацию движений, а проводит его воспитатель Римма Павловна Селебина.
На мастер-классах по познавательному развитию демонстрируются интересные опыты, дети учатся считать, используя «Математические кораблики», «Палочки Кьюизенера» и другие дидактические материалы. На дистанционном мастер-классе «Математическая палитра» педагог знакомит детей с одноимённым дидактическим пособием, которое включает в себя очень увлекательный счет, требующий внимания и сосредоточенности и развивающий интерес дошкольников к арифметике. Воспитатель Оксана Юрьевна Якушина делает эти занятия незабываемыми и очень полезными для ребят.
Важно подчеркнуть, что наш проект одновременно решает проблемы реализации ФГОС ДО в условиях дистанционного обучения, развития профессиональных компетенций специалистов в области дошкольной педагогики и формирования педагогической культуры родителей. Особую актуальность данный опыт приобретает в контексте развития у детей младшего возраста умений использовать компьютерные и мультимедийные технологии в качестве инструмента самообучения. С помощью этих технологий дети и их родители, бабушки и дедушки с радостью разнообразили свой досуг, не выходя из дома: создавали картины, играли на имеющихся дома музыкальных инструментах, пели, танцевали, считали вместе с нашими талантливыми и креативными педагогами.
Таким образом, проект демонстрирует технологическую готовность педагогов дошкольных отделений к работе в условиях дистанционного обучения, а также направлен на достижение конкретных практических результатов социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития дошкольников. Предлагаемые решения могут быть свободно перенесены в практику любого образовательного учреждения, а используемые подходы станут основой для разработки школами собственных оригинальных идей.
Проект Измайловской школы № 1508, способствуя реализации требований ФГОС, представляет школьный музей боевой славы как универсальное, открытое, интерактивное образовательное пространство - ресурс для воплощения инновационных подходов в учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения. Особую актуальность подобный опыт обретает в контексте формирования и развития исторического, социального ориентированного, нравственного и гражданского сознания современной молодежи, детей и подростков.
Сегодня целью школы является передача новым поколениям некоего культурного кода, уникального опыта для того, чтобы обеспечить осознание молодыми людьми своей духовной идентичности в контексте истории и традиционных национальных ценностей. Это особенно важно в поликультурном пространстве современных реалий.
Федеральный государственный образовательный стандарт не только ставит перед нами новые важные задачи, но и открывает широкое пространство для творческого поиска инновационных решений. Поэтому опыт, накопленный нашей школой в организации проектной, исследовательской, воспитательной работы мы трансформировали в современный образовательный интерактивный проект, ориентированный на вовлечённость всех его участников.
Школьный музей - неоценимый ресурс для формирования пространства культурного, нравственного, интеллектуального развития молодёжи. Сегодня в нашем Музее четвёртой инженерно-сапёрной Уманской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого бригады мы создали возможности для проведения предметных и межпредметных уроков, метапредметных занятий, интерактивных экскурсионных проектов и участия в городском олимпиадном движении "Музеи. Парки. Усадьбы". Мы гордимся традициями нашей школы, связанными с музейной работой, продолжаем развивать проектные технологии обучения и активно внедряем деятельностный подход в образовательное и воспитательное пространство школы в соответствии с требованиями ФГОС. Мы сделали школьный музей открытым, понятным, «своим» для каждого ученика.
Наш музей принципиально открыт для любой области знаний. Например, дошкольники и ученики начальной школы, переступая его порог, знакомятся с экспозицией, слушая активистов музея - учащихся средней школы: экскурсии и интерактивные проекты музея создают, от выбора материала до текста, сами ребята начиная с седьмого класса. Курирующие проект учителя-предметники и педагоги-организаторы готовят вместе с ними каждое мероприятие как соавторы.
Для учащихся пятых классов проводятся в стенах музея уроки истории, словесности, межпредметные уроки, классные часы.
Для учащиеся шестых и седьмых классов здесь организуются уроки русского языка по стилистике. Изучая музейные экспонаты, работая с документами, ребята учатся находить элементы, указывающие на стиль речи, знакомятся с оформлением приказов, донесений, с трепетом читают письма с фронта, стихи военного времени. У каждого ученика есть возможность прикоснуться к живой истории в процессе проведения содержательного анализа музейных документов и выявления в них языковых средств.
Знакомясь с творчеством Александра Трифоновича Твардовского, восьмиклассники проводят в музее один из уроков литературы, для которого в нём есть тематическое образовательное пространство - панорама "Форсирование Днепра". Наглядно-иллюстративным материалом для этого урока являются предметы и документы музейной экспозиции, благодаря которым словарная работа к поэме "Василий Тёркин" становится живым интерактивным проектом.
Шестиклассники приходят в музей, в частности, на уроки географии, знакомясь с реками Евразии. Им предлагается игровая ситуация (в музее это "боевая задача"), когда инженеры-разведчики должны изучить русла Днепра, Дуная, Вислы, чтобы обеспечить успешное форсирование водной преграды с минимальными потерями.
Ученики седьмых классов на музейном уроке обществознания работают с документами "Воинская присяга", "Воинский устав" (тексты таких документов 40-х годов хранятся в музейной библиотечке), изучают хранящиеся в музее подлинные плакаты тех лет, а в конце урока делают вывод о том, почему защита Отечества - одновременно долг и обязанность каждого гражданина.
На основе справочных материалов по воинской службе семиклассники решали математические задачи, связанные со строительством оборонительных укреплений, мостов и переправ. Был у них и урок, посвященной Курской битве. С помощью подлинных военных карт учащиеся рассматривали вопросы, которые на местности решались нашим командованием во время наступления. Математические методы ребята применяли и чтобы решить задачи, связанные с фронтом и тылом. Они понимали, что для ведения военных действий привлекались все достижения науки, и, в частности, математика в самых разных её аспектах.
Для пилотного проекта по созданию цифровых моделей экспонатов музея мы выбрали 3 модели российских касок.
В 9-10 классах музей - постоянное открытое учебное пространство для уроков истории, посвящённых теме Великой Отечественной войны; например, там проводятся уроки "Начало Великой Отечественной войны", "Немецкое наступление 1942 года" и "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны".
Наши учителя английского языка используют возможности, которые предоставляет музей для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Эта направленность сформировалась несколько десятилетий тому назад, когда наша школа была активным членом "Советско-Шотландского общества Дружбы" и ежегодно принимала делегации из Англии, других стран Европы и Азии. В книге отзывов музея можно прочитать слова благодарности на многих языках мира. Умение представлять нашу страну, её историю и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения всегда было одним из приоритетов кафедры иностранных языков. Для совершенствования социокультурных знаний и умений обучающихся в уроки включен базовый лексический и грамматический материал по темам "Традиции нашей школы", "Вклад саперов в историю Великой Отечественной войны". Лекционная группа восьмиклассников проводит обзорную экскурсию на английском языке по музею 4 инженерно-саперной бригады для учащихся и зарубежных гостей нашей школы.
Педагогическая составляющая работы музея принципиально построена не в традиционной вертикали "педагог - ученики", а в полинаправленном пространстве "учащиеся - родители - учителя - ветераны - представители других образовательных организаций", причём взаимодействие здесь строится в контексте естественной коммуникации на основе совместной деятельности.
Для нас очень важно, что непосредственная активная деятельность учащихся, связанная с музеем, осуществляется на всех её этапах и во всех сферах: сбор материалов и обновление фонда, обмен опытом, подготовка и проведение экскурсий, участие в разработке уроков, поддержание личных контактов с представителями ветеранских организаций.
Наш музей является активным участником городского проекта "Музеи. Парки. Усадьбы". В сетевом формате мы взаимодействуем со всеми, кто интересуется нашей работой, участвуем в формировании межрайонного и городского образовательного пространства.
В кадетских классах нашего комплекса деятельность музея традиционно имеет особое значение, которое нельзя переоценить: это важная составляющая работы по формированию у учащихся причастности к великой истории страны, сохранению исторической памяти.
В преддверии семьдесят пятой годовщины Великой Победы мы понимаем, что прошлое - органичная часть настоящего и будущего. Оно живо и неразрывно с нами, пока мы это осознаём. В музейном образовательном пространстве мы не только формируем и развиваем у наших учеников историческое мышление и гражданское самосознание, но и решаем учебные предметные и метапредметные задачи, воспитывая патриотизм, духовность, формируя устойчивые нравственные принципы.
По определению доктора пед. наук Юрия Анатольевича Конаржевского, современный урок - "это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ".
Современный урок характеризуется следующими признаками:
Цель обучения - это создание преподавателем условий, позволяющих открывать, приобретать и конструировать знания самими обучающимися. Сегодня эта цель реализуется при сочетании традиционного обучения и новых технологий на уроке географии.
Названия географических объектов формируют язык географии, с помощью которого можно легче всего рассказать о пространстве. Знакомство с любой территорией или картой начинается с изучения географической номенклатуры - совокупности названий природных объектов. Человек, изучивший номенклатуру, имеет два неоспоримых преимущества - он получает возможность свободно ориентироваться по картам и представлять себе структуру пространства (географической оболочки).
Учителя знают, что при изучении номенклатуры возникают особые сложности. Учащимся трудно запомнить достаточно большое число географических названий. Среди учащихся есть способные дети, которые очень хорошо запоминают карту. Но для большинства детей процесс заучивания объектов на карте требует больших усилий и многократного повторения. Как помочь таким детям учиться успешно? Какими методами и способами побудить детей тренировать свою память?
ля решения этих проблем традиционно учителя географии используют УМК, в который входит:
Традиционные пособия могут быть дополнены авторскими материалами, одним из которых может являться 2 комплекта раздаточных таблиц "Физическая география - наука о географической оболочке Земли" с географическими диктантами 5-7 класс, М.: ИНТ, 2018 и "Экономическая география. Номенклатура" с географическими диктантами 8-9 класс, М.: ИНТ, 2019, автор Родионова М.А.
Ссылка на сайт Института Новых Технологий: http://www.int-edu.ru/content/komplekt-razdatochnyh-materialov-po-geografii.
Это пособие ориентировано на использование в курсе географии средней школы. Перечень номенклатуры (географических объектов) сгруппирован по параллелям и по темам. Материал может быть использован на уроке и дома для изучения новых объектов, закрепления изученного и контроля (самоконтроля). Если работа с картой ведется систематически, то учащиеся непроизвольно запоминают образ изучаемой территории: в этом оказываются задействованы все виды памяти — зрительная, слуховая, двигательная и словесно-смысловая.
Методика использования пособия в учебной деятельности
Этап изучения
Учитель произносит название вслух, затем вместе с учениками находит объект на карте, наносит на контурную карту. С названием связывается картографический образ объекта (форма, величина, расцветка). Кто-то обязательно спросит: "А где?" или: "Я не успел!" Объекты в пособии объединены по темам и цифры помогают найти объект (увидеть его) на карте. Эта работа может сопровождаться поиском объектов с помощью компьютерных геоинформационных систем, и эти методы будут дополнять друг друга. Также сразу понятен объем информации, которую надо сегодня усвоить (ФГОС).
Работа с номенклатурой проводится на каждом уроке, дополняя уже полученные знания. Если надо повторить материал предыдущих тем, достаточно открыть лист данной тематики. Удобно дома проверить самому, все ли объекты на уроке были нанесены на контурную карту, а родители могут легко потренировать ребенка. Конечно, изучение не должно являться зазубриванием, и список приемов изучения географических объектов велик и постоянно расширяется.
Этап закрепления
При изучении объектов сразу выделяется ряд учеников с хорошей памятью. Им интересно выйти к карте, показать изученные объекты, посоревноваться, кто знает больше. Можно провести работу в паре: закрывая ответы, учащиеся спрашивают друг друга по очереди: какой объект скрывается за поставленной цифрой и, если забыли, — открывают верный ответ.
Перед проведением контроля можно предложить учащимся объединиться в группы. Командиру группы учитель дает тематический лист раздаточного материал. Ответы скрыты. Задание: определи скрытые объекты. После решения, командир открывает ответы и контролирует правильность решения.
Задание «Географическая эстафета»
Используем лист раздаточного пособия с закрытыми ответами. По очереди учащиеся называют объекты, скрытые за цифрами. Работает весь класс, ошибки сразу корректируются. Таким образом, учащиеся сами названия объектов произносят вслух. Особенное внимание надо уделить труднопроизносимым названиям, раскрывая топонимическое значение и увлекая историей, сказками, легендами.
При комплексном изучении природы крупных географических объектов номенклатура объемна и разнообразна. В этом случае особое внимание уделяется умению классифицировать и сравнивать. Например, объедините в группы равнины по высоте над уровнем моря. Раздаточный лист по теме «Равнины» напомнит перечень основных объектов, информация о группах равнин отображена в схеме, а высота местности указана на физической карте России в атласе. Для того, чтобы классифицировать, надо найти объекты, зная, что равнины подразделяются по высоте над уровнем моря на низменности (высота 0-200 м), возвышенности (200-500 м) и плоскогорья (высота более 500 м). По шкале высот и глубин физической карты определяем принадлежность равнины к группе. Выделив группы, можно провести сравнение: по количеству объектов в группе, по занимаемой площади и т.д.
Этап контроля (самоконтроля)
При проведении географических разминок можно акцентировать внимание не на количестве, а на качестве объекта. Например, попросить назвать самые высокие горы России, самую длинную горную систему мира, самую длинную горную систему мира и т.д. Ответом может являться цифра, под которой находится данный объект на листе раздаточного материала.
При выполнении задания «Узнай объект на контурной карте» объекты скрыты за цифрами. Можно использовать два типа теста: открытый и закрытый. Для открытого типа - ученик подписывает название объекта, а для закрытого - выбирает один из вариантов ответа.
Контроль знаний можно провести легко и быстро при помощи приложения к раздаточным материалам. Перед учащимися - контур с нанесенными цифрами, за которыми скрываются объекты, которые уже изучили. Количество вариантов может быть любое и вопросы могут быть разные и охватывать не одну учебную тему. Тематическое формирование диктанта зависит от усвоения материала учащимися. Пример вопросов: Водопад, который открыл Д. Ливингстон. Река, которая дважды пересекает экватор. Море, которое Х. Колумб принял за зеленую землю. Форма ответов: 1 - Конго, 2 - Виктория, 3 - Саргассово.
На интерактивном экране или на доске записаны названия основных форм рельефа России по вариантам. Учащимся предлагается найти объект, используя лист раздаточного материала, и написать цифру, за которой скрывается объект. Затем можно поставить объекты от большего к меньшему по высоте. Форма ответов: 1 - Эльбрус, 2 - Белуха, 3 - Народная.
Проверка знаний может быть реализована в игровой форме. Задание: Разработайте маршрут движения своего корабля из пункта г. Канберра (Австралия) до г. Хельсинки (Финляндия) и запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути. Задание выполняется с помощью двух листов раздаточного материала: «Австралия и Океания» и «Евразия». Еще пример задания - перечислен маршрут цифрами, надо его расшифровать (вспомнить названия объектов) и нанести на контурную карту.
Если выбрать случайным образом несколько географических объектов (они обозначены цифрами), то можно предложить задание: «Объедините объекты в группы», объясни признак объединения.
Большой интерес вызывают задания межпредметного содержания. Задание: Рядом с предложенным списком цифр напишите названия географических объектов, расположенных на данной территории, на иностранном языке.
Такая проверка занимает мало времени на уроке и выявляет учащихся, у которых есть проблемы с усвоением материала. Чтобы помочь, можно еще раз попросить их повторить материал, а спросить индивидуально после уроков и в спокойной обстановке.
Находя и записывая сложные географические названия, учащиеся учатся писать грамотно. Часто, при письменной проверке знаний, встречаются ошибки и искажения в названиях. При проверке знаний на ЕГЭ в части В, где необходимо дать краткий ответ, компьютер не засчитает правильным ответ с грамматической ошибкой.
Работа с географической номенклатурой-увлекательное, интересное и очень полезное занятие. Оно может применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. В процессе выполнения заданий, учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. Во время закрашивания объекта и нанесения его названия развивается моторно-сенсорная память.
Данный вид деятельности позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления. Работа с контурными картами воспитывает дисциплинированность, внимательность, точность, аккуратность.
Формируются умения восприятия пространственных представлений о размещении объектов и их взаимосвязи друг с другом.
Особенности использования данного раздаточного материала
Сегодня новым аспектом в работе учителя является проект "Московская электронная школа" - это сочетание традиционного обучения и новых технологий, которое дает возможность учить и учиться по-новому. Основными сервисами МЭШ являются: интерактивные панели; электронные учебники и тесты; интерактивные сценарии уроков, ЭУП, электронный дневник и журнал. Какие же возможности появились в вопросе изучения географической номенклатуры?
С помощью интерактивной панели появляется возможность использовать виртуальную лабораторию по географии. В демонстрационном режиме на компьютерах учителя и ученика можно открывать карты, масштабировать изображение, добавлять слои информации, новые условные знаки.
Электронные учебники позволяют работать с текстом, изображениями. Тесты позволяют проконтролировать качество знаний по изученной теме.
Атомарный контент в виде текста может рассказать о топонимике изучаемых объектов. Интерактивная составляющая в сценарии урока может служить тренингом для запоминания географических объектов, а форма теста - для проверки полученных знаний при решении заданий. Электронное учебное пособие - комплексный материал, с помощью которого можно и изучить новый материал и проверить свои знания.
Электронный дневник и журнал позволяют все созданные и одобренные городскими методистами материалы сделать открытыми и доступными для обучающихся, их родителей и коллег-педагогов.
Работа с такими приложениями как Google Планета Земля (Google Earth), MAPS.ME (MapsWithMe), Яндекс.Карты, навигатор, компас позволяет получить достоверную информацию о расположении географических объектов и их названиях, расстояниях и особенностях с помощью фото и видео. Есть возможность составить виртуальные экскурсии, проложив собственные маршруты и путешествовать с помощью 3D-изображений.
Новые формы работы интересны ученикам, повышают мотивацию и эффективность усвоения материала, открывают обширную современную информационную базу, повышают вариативность работы. Главное, что объединяет традиционные методы обучения и новые технологии, это цель: создание преподавателем условий, позволяющих открывать, приобретать и конструировать знания самими обучающимися. Следовательно, традиционные и новые методы дополняют друг друга и, при реализации самостоятельного деятельностного подхода к обучению, способствуют развитию личности учащихся и повышению качества образования.
В наше время Интернет стал неотъемлемой частью образовательного пространства, поэтому использование дистанционного обучения во многом влияет на современное образование и культуру. В связи с этим на вооружении учителя появились новые формы и методы образования.
Кроме того, существует масса причин, по которым ребенок не может посещать общеобразовательное учебное заведение. На помощь в таком случае приходят интернет-уроки. Сразу оговоримся, что форма Интернет-урока, о которой будет рассказано ниже, предполагает, что использовать ее можно не только при дистанционном обучении, но и на традиционных уроках в классе.
Использование Интернет-уроков более чем оправданно.
Интернет-уроки:
Форм проведения Интернет-уроков достаточно много:
Представленными вариантами работа с Интернет не ограничивается. Скорее всего, каждый учитель сможет придумать свою уникальную форму работы и возможность использования всемирной паутины.
В этой статье мы заострим внимание на одной форме, которая представляет собой знакомую всем технологическую карту.
Многим учителям знакома такая форма работы в классе, позволяющая детям самостоятельно получать информацию по теме из различных источников. Как правило, технологические карты представляют собой текстовый документ с заданиями и указаниями, где и какую информацию можно найти. Мы предлагаем такую форму перевести в электронный формат. На наш взгляд, это удобно и для проведения работы в классе и для использования в дистанционном обучении. Итак, подробнее об алгоритме создания и методике проведения.
На первом этапе необходимо отобрать нужный материал для проведения урока. Педагог обязан внимательно изучить те сайты, которые он предлагает детям; в первую очередь, проверить достоверность информации, представленной на них.
Второй этап представляет собой структурирование материалов в соответствии с планом проведения урока (мы помним, что создаем Интернет-урок и для проведения в классе и для самостоятельного изучения дома). Предлагаем поступить следующим образом. За основу взять конспект урока (обычный, который каждый учитель составляет при подготовке). Здесь важно определиться, что педагог будет рассказывать сам, а что дети прочитают самостоятельно, перейдя по предлагаемой ссылке.
Если урок предполагает изучение новой терминологии, то целесообразно предлагать не готовые определения, а ссылки на статьи, где дети сами могут выбрать необходимое и сформулировать определение самостоятельно. Можно привести несколько разных источников, из которых ученики выберут наиболее точную и понятную формулировку. Например, при изучении облаков на уроках географии, можно не рассказывать об их видах, а позволить детям самим рассмотреть различные облака и описать их.
На третьем этапе необходимо подобрать задания, выполняя которые, дети закрепят полученные знания и приобретут новые умения (или разовьют старые навыки). Например, при изучении темы “Реки”, можно предложить детям познакомиться с понятием устья реки, а потом, используя карты атласа, привести примеры рек, образующих дельту.
Четвертый этап - самый интересный и творческий. Все найденные материалы и задания нужно облечь в удобную, понятную и красивую форму. Существует достаточно большое количество вариантов, и выбор ограничен только фантазией и вашим уровнем владения компьютером.
Один из самых простых вариантов - текстовый документ. В качестве примера, предлагаем вам дистанционный урок по теме “Политическая карта Зарубежной Азии”.
Намного интересней сделать этот же материал в формате html-странички. Однако эти два варианта превосходно подходят для дистанционного обучения, но не слишком удобны для работы в классе. Поэтому, оптимальным вариантом будет создание Интернет-урока в виде презентации. Плюсы такой формы очевидны:
Создание презентации позволит учителю подготовить всего один урок, который можно использовать и в классе, и при дистанционном обучении, тогда как другие формы Интернет-урока предполагают, что готовить придется не только материал для классной работы, но и для работы дома.
Давайте разберем презентацию урока географии по теме “Реки” для 6 класса. Данная презентация рассчитана на то, что в очной форме учитель ее будет использовать на двух уроках, а для дистанционного обучения, на наш взгляд. Удобна именно такая форма. Весь материал по теме в одном месте.
На первом слайде необходимо обозначить тему урока и автора работы.
На втором слайде - цели данного занятия.
Третий слайд посвящен основным понятиям, которые дети должны усвоить в процессе занятия. Этот слайд необходим, для того, чтобы ученики могли четко понимать, какие именно знания вы будете с них требовать на контрольных работах. Приведите все новые термины, а также умения, которые дети должны получить.
Четвертый слайд посвящен инструкциям к работе. В данном случае приведены те условные обозначения, которые использованы в презентации. Здесь нужно быть крайне осторожным. Нельзя весь текст урока делать одинаковым, необходимо обязательно выделять гиперссылки, задания и повествовательный текст, но с другой стороны с таким разнообразием оформления материалов нельзя переусердствовать, в погоне за разными “украшательствами” есть опасность потерять смысловую нагрузку и сделать материал нечитаемым.
Слайды с 5 по 33 содержат непосредственно материал урока. На что хочется обратить внимание.
Слайды 34-35 очень важны. Это подведение итогов. С его помощью мы предлагаем детям проверить то, какая информация должна была быть получена на уроке.
Последний 36 слайд содержит ссылки на использованные ресурсы. Его можно сделать скрытым, а можно и не прятать от детей. Это лишний раз напомнит им о культуре оформления научных работ.
В заключение хочется сказать, что работа с глобальной сетью - это огромное и очень интересное поле для творчества учителя и учеников, предоставляющее массу возможностей, о которых раньше педагоги и не предполагали. Педагог, который в полной мере использует Интернет-ресурсы в своей работе, значительно расширяет обогащает свой профессиональный опыт и расширяет образовательные и воспитательные возможности своих уроков.
Список источников.
Смотреть урок на сайте Фестиваля педагогических идей "Открытый урок".