Война оставила свой след на всем, к чему прикоснулась. Вынужденный уклад жизни не обошел стороной и образовательную систему. Несмотря на трудности, обучение в школах активно продолжалось.
В самом начале войны сфера образования сразу же столкнулась с существенной проблемой: нехваткой кадров. Многие учителя ушли на фронт, а на их замену пришли ещё совсем юные выпускники 7 классов. К преподаванию в то время предъявлялись строгие требования: теперь главными задачами учителей было воспитание детей в духе патриотизма и приобщение их к труду для военных нужд в сельском хозяйстве и на предприятиях.
Уроки в школах проходили в три смены: с 7:30 до 23:00 и длились по 35 минут с короткой 5-минутной переменкой. В классах размещались 30-40 человек, за партой теснились по 3-4 ученика. На первом уроке проводили «политинформацию»: 5 минут учитель рассказывал, как обстоят дела на фронте.
Не хватало всего: чернил, карандашей, учебников и тетрадей. Вместо чернил ученики использовали уголь или свекольный сок, а тетради заменяли газетами или старыми квитанциями. Ситуация с учебниками была ещё критичнее: выдавали один на несколько человек, живущих рядом.
Именно в годы Великой войны, в системе образования сложились принципы, которыми мы пользуемся до сих пор. Среди них:
"Знание – сила. Учимся, чтобы побеждать!"
9 мая весь мир будет отмечать День Победы. 30 апреля в 1Б классе был проведён урок мужества «Школьное образование в годы Великой Отечественной войны».
Ребята узнали, что несмотря на кровопролитные сражения, огромные трудности, жизнь не остановилась, а учебные заведения продолжали работать. Образование развивалось и служило делу воспитания молодого поколения и подготовки к защите Родины. Даже в осаждённых городах дети учились, а после занятий вместе с детьми трудились на заводах и фабриках.
"Знание - сила. Учимся, чтобы побеждать!"
В 8Б классе прошел классный час «Школа в годы войны». Поговорили о том, как советские школы в тяжелые военные годы не только обеспечивали обучение, но и выполняли важную воспитательную функцию, формируя патриотизм и ответственность у подрастающего поколения. Дети активно помогали фронту: собирали металлолом, в школьных мастерских изготавливали детали для оружия, отправляли посылки бойцам, ухаживали за ранеными в госпиталях и, конечно, мечтали о подвигах.
Современные ученики примерили на себя условия тех страшных и героических времен, порассуждали о значимости образования и привычного школьного расписания, традиционного урока для каждого ребенка в тот тяжелый период. Наибольшее впечатление произвел рассказ о героизме ленинградских учителей, которые в годы блокады продолжали учить детей. Но не только педагоги, но и сами школьники в блокадные страшные дни самоотверженным трудом помогли отстоять город. Более пяти тысяч школьников получили награду – медаль «За оборону Ленинграда». Также заинтересовал ребят рассказ о партизанских школах, которые, как правило, размещались в землянках, различных сооружениях, построенных из лозы и других подручных материалов. В их организации принимал участие партизанский актив, учителя, родители, сами дети. Работа лесных школ протекала в невероятно трудных условиях — не было учебников, тетрадей, писчей бумаги, наглядных пособий, нормальных приспособленных помещений для занятий. Однако выручали, как всегда, народная смекалка и мудрость. Партизаны из коры дуба вырезали для первоклассников буквы для азбуки, из веточек делали классные счеты. Народные умельцы нашли способ изготовления чернил: делали отвар из дубовых желудей, бросали туда ржавый гвоздь или кусок железа. Некоторое время эта смесь отстаивалась, и получались чернила.
Фотографии из музеев войны России и Беларуси помогли создать более наглядную картину. А наиболее заинтересовавшиеся будут летом пробовать получить чернила по партизанскому рецепту.
Победа ковалась в боях, на заводах и колхозных полях, на фронте и в тылу. Война за будущее страны велась и за школьной партой. В единстве наша сила!
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
А. Ахматова
Мы часто произносим слова мужество, отвага, честь... А что такое мужество? Мужество —это способность подавлять страх перед опасностью, быть стойким, сохранять присутствие духа, действовать в опасности, в беде. Это способность проявить решительность, гордость и найти в себе душевные силы сделать что-то очень трудное во имя чести, долга.
Сегодня в 5Н классе Королёвского корпуса прошёл урок мужества "Школьное образование в годы Великой Отечественной войны". Что же мужественного в том, чтобы ходить в школу, учить уроки? Учились наши бабушки и дедушки, мамы и папы, учимся и мы… Да, обучение в школе - это само собой разумеющееся право каждого гражданина, но в годы Великой Отечественной войны учиться = проявлять настоящее мужество! Голодные, уставшие, невыспавшиеся, замёрзшие ходили ребята в школы, учились читать всемером по одному букварю, писали в тетрадях, сшитых из обоев, или просто в книгах между строк, потому что ничего не было, не хватало ничего! Но была какая-то сила в этих детях, неведомая, необъяснимая, которая заставляла их даже в таких невыносимых условиях получать новые знания, расширять кругозор, стремиться учиться хорошо, потому что они понимали: «Знание — сила. Учимся, чтобы побеждать!»
У многих старшие братья, тоже ещё школьники, уходили на фронт добровольцами, приписывая себе годок-другой, убегали к партизанам, воевали наравне со взрослыми. Кто-то трудился на заводах без сна и отдыха. Дети точно знали, что и они должны стать такими же умными и смелыми во имя светлого будущего своей страны, поэтому победа ковалась не только в боях, на заводах, в единстве фронта и тыла, но и за школьными партами!
Учителя во всём поддерживали своих воспитанников, понимали, как тяжело ребятам, поражались силе воли маленьких героев. Осталось много дневниковых записей педагогов военной поры, где говорится о том, что к урокам готовиться приходилось тогда иначе: рассказ, интересный рассказ — это основная форма проведения занятия, потому что писать у детей нет порой сил… Урок длился 20-25 минут, ведь больше не выдерживали ни учителя, ни ученики.
А ещё ребятам давали суп! К урокам, конечно, это отношения не имело, но в те голодные годы школа старалась спасти детей от голодной смерти хотя бы так… Особенно важной такая помощь была детям в блокадном Ленинграде.
Система народного образования страны смогла справиться с трудностями времени. Учительство в тяжёлые годы войны самоотверженно продолжило воспитание и просвещение детей и молодёжи, ведь именно этим ребятам предстояло восстанавливать и развивать страну после войны.
Урок мужества "Школьное образование в годы Великой Отечественной Войны" прошел с пользой для учеников 8Д класса! Свою историю ученики Измайловской школы надежно берегут, потому им было крайне интересно узнать, как же с невзгодами справлялись дети военных лет. Ребята узнали, что несмотря на войну, многие дети роковых-сороковых учились и ходили в школу - настолько велика была тяга к знаниям и желание вырасти достойными людьми. Подобные примеры стали эпицентром всеобщего внимания, вопросов и восхищения. Никто не остался равнодушным к этой непростой и очень важной теме.
Задумывались ли вы, какое СЛОВО отражает глубину трагедии, высоту беспримерного подвига, масштабы ратного труда нашего народа во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года? Мы с ребятами полагаем, что это предлог ВОПРЕКИ.
ВОПРЕКИ самым страшным первым месяцам войны, когда фашизм смертельным огненным маршем шагал по стране, в августе 1941 года нарком просвещения Владимир Потёмкин издал приказ для работников образования о подготовке к новому учебному году 1 сентября. Приказ был исполнен даже в осаждённых врагом городах.
ВОПРЕКИ ужасам войны дети шли в школы, старательно учились. Именно в военное время были учреждены золотая и серебряная медаль за успехи в учёбе. А ведь детям приходилось писать на полях газет сажей, свекольным раствором, углём. Учиться в четыре смены, сидеть в переполненных классах. Мёрзнуть. Голодать.
ВОПРЕКИ смерти, боли, страданиям дети военных лет отличались энтузиазмом, активностью, трудолюбием, силой воли, храбростью, ответственностью. После уроков все спешили на помощь взрослым: работали на пришкольных участках, собирали лекарственные травы, золу (ее использовали в госпиталях для стирки белья), макулатуру, металлолом.... Не было выходных. Не было каникул. Было всеобщее, всеобъемлющее стремление к победе.
ВОПРЕКИ стремлению фашистов уничтожить идентичность нашего народа 5 ноября 1941 года, когда враг стоял под Москвой, был издан приказ №170 наркома просвещения «О сборе материалов Великой Отечественной войны» – о собирании документов, писем, фотографий, плакатов и других реликвий и свидетельств войны, а также трофеев для будущих музеев истории войны. Так закладывались основы для будущего военно-патриотического воспитания новых поколений. Именно школа на протяжении четырёх лет войны вела эту работу скрупулёзно, неустанно. И мы, безусловно, хранители и продолжатели этой миссии.
Мы живы, мы помним, мы преклоняем колени, мы храним в своих сердцах ВОПРЕКИ тем, кто пытается заставить нас забыть, переписывает страницы нашей истории.
Удивление, сопереживание, любопытство... Эти и другие чувства пережили ребята из 8г класса, когда узнали, как в годы войны их сверстники, несмотря на сложные военные обстоятельства, учились и трудились.
Из документальной хроники восьмиклассники узнали, что уроки в школах проходили в три смены: с 7:30 до 23:00 и длились по 35 минут с короткой 5-минутной переменкой. В классах размещались 30-40 человек, за партой теснились по 3-4 ученика. На первом уроке проводили «политинформацию»: 5 минут учитель рассказывал, как обстоят дела на фронте. Не хватало всего: чернил, карандашей, учебников и тетрадей. Вместо чернил ученики использовали уголь или свекольный сок, а тетради заменяли газетами или старыми квитанциями. Ситуация с учебниками была ещё критичнее: выдавали один на несколько человек, живущих рядом. Весь учебный процесс был активно связан с трудовой деятельностью. В городах и поселках по всей стране школьники трудились на промышленных предприятиях и уже очень скоро выполняли нормы взрослых рабочих.
Такая самоотверженность, трудолюбие, желание получить образование в труднейших условиях и приблизить День Победы покорили сердца учащихся двадцать первого века.
Поразили восьмиклассников следующие факты: именно в годы Великой Отечественной войны в системе образования сложились принципы, которыми пользуются до сих пор: пятибалльная система оценивания; обязательная школьная форма; аттестат зрелости; всеобщее обучение детей с семи лет; обязательные выпускные испытания; вручение золотой и серебряной медали лучшим ученикам.
Ребята пришли к выводу, что история - это ключ к пониманию настоящего и строительству будущего. Каждому человеку важно знать историю, потому что она помогает узнать о своих корнях. История должна служить самой высокой науке – умению жить на земле любя, созидая и помня.
В преддверии замечательной даты - 80-летия Победы особое значение обретают воспитательные мероприятия, благодаря которым учащиеся могут узнать о страшном времени войны, о том, какими усилиями пришла страна к победе над врагом. Очень важно помнить о тех, кто ценой жизни отстоял нашу страну. Но важно знать и о том, что в тяжелейшие годы борьбы с захватчиками не забывали о будущем поколении, о будущем страны, об образовании. Урок Мужества о школьном образовании в годы Великой Отечественной войны позволяет познакомиться с историческим материалом, понять, как важно было вырастить знающих и ответственных граждан страны, в каких условиях учились и учили.
Урок начинается с прослушивания песни «Дети войны». Затем проводится беседа с учащимися. Ребята отвечают на вопросы: какие страшные проблемы возникли перед учениками военного времени? Почему изменялся состав учеников и учителей? На всей ли территории нашей страны могли тогда учиться дети? Если нет, то почему? Какие бытовые трудности пришлось преодолевать и детям, и учителям при организации учебного процесса?
Разговор такой непрост, особенно с учащимися 5-6 классов. Он требует осмысления сложности темы. Далее можно показать презентацию с фото городов и сел военных лет, чтобы подчеркнуть, в каких условиях оказалось тогда образование.
Главную роль в 5-6 классах на таком уроке играет речь учителя. Начиная с 7 класса, можно предложить ребятам приготовить индивидуальные сообщения на темы: «Школа в блокадном Ленинграде», «Чему учили в военное время», «Морально-нравственные приоритеты советских школьников».
Какому же материалу стоит уделить особое внимание? Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, политика всеобуча на неоккупированных территориях активно поддерживалась. С 8 лет дети обязательно должны были посещать уроки и учиться. Кроме урочной деятельности, учащиеся активно участвовали в общественной и даже производственной деятельности. С 12 лет ученики работали на заводах, на колхозных полях, на приусадебных школьных участках. Урожай, собранный на пришкольных территориях, использовался в школьных столовых. Учащиеся вместе с учителями собирали металлолом, работали в госпиталях и детских садах, в пожарных бригадах. Ответственность и дисциплину воспитывали в трудовой деятельности.
Урон материальной базе образования был нанесен огромный: Немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательной школы. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов.
Не снижались требования к результатам обучения. Не менялась система оценивания. Большое внимание уделяли изучению гуманитарных предметов и русского языка: русский язык – основа образования, самое могущественное средство воспитания и обучения; знание великого прошлого своей страны – необходимое условие воспитания растущего гражданина.
Уже в годы войны началось активное восстановление и строительство школ на освобожденных территориях. С 1941 по 1945 гг. построили свыше 8000 школ. Велась работа по совершенствованию учебных пособий.
Большие требования предъявлялись к дисциплине учащихся. Были утверждены «Правила для учащихся» из 20 пунктов, в которых регламентировались требования к внешнему виду и поведению учащихся во время уроков. Авторитет учителя был абсолютным, но и учителя должны были показывать детям пример опрятности, интеллигентности, увлеченности предметом.
Далее можно спросить у учащихся: что в их собственной семье вспоминали о детстве в военное время? К сожалению, не во всех семьях говорят о старшем поколении, приглашают бабушек и дедушек, поэтому сам учитель должен сказать, что не хватало еды, книг, тетрадей. Порой учились писать на газетной бумаге, но знали цену книге. Учебник немыслимо было порвать или потерять.
Закончить урок можно вопросом: что вы узнали о школе в военное время? Какие качества проявляли тогда дети и учителя? Почему образованию уделяли такое большое внимание в самые тяжелые времена?
Безусловно, такой урок требует больших душевных сил и хорошего контакта с учащимися, поскольку затронутая тема должна коснуться и ума, и сердца.
Уважаемый Посетитель!
Вы перенаправляетесь на страницу сбора информации Яндекс.Формы, принадлежащей компании ООО "Яндекс".
Указывая персональные данные в сервисе Yandex Forms Вы поручаете их обработку компании ООО "ЯНДЕКС", в соответствии
с Политикой конфиденциальности и Условиями использования сервиса Яндекс.Формы