Артикуляционная гимнастика 05.12.2019

Для чего нужны упражнения на артикуляцию?

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Для развития этого "болтливого" органа существует артикуляционная гимнастика. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься упражнениями на артикуляцию как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей

  • Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  • Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.
  • В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми.
  • Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  • Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление. Для это лучше проводить её эмоционально, в игровой форме.
  • Упражнения дети выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

  • "Заборчик": Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить "И". Удерживать так под счет от 5 до 10.
  • "Трубочка": Сомкнуть зубы, сделав "Заборчик". Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука "О". Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
  • Чередовать "Заборчик" - "Трубочка"
  • "Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)": Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны.
  • "Помидорчик": Одновременно надуть обе щеки.
  • "Огурчик": Одновременно втянуть обе щечки.
  • "Орешек": Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой.
  • "Покатай орешек": Языком дотронуться до правой щеки и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также "покатать орешек".
  • "Накажем непослушный язычок": Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: "пя-пя-пя", а потом покусать зубами: "тя-тя-тя".
  • "Часики": Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.
  • "Крестик": Рот приоткрыть, поднять узкий язык на верхнюю губу, затем на нижнюю, потом в левый и в правый угол рта.
  • "Качели": Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
  • "Кошечка лакает молоко": Лакательные движения языком (голова не опускается, работает только язычок).
  • "Лошадка": Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.
  • "Почистим верхние и нижние зубки": Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево- вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).